Международный фестиваль «Уроки Ушинского» прошел в очном формате в Казахстане, Узбекистане и Белоруссии
Главными идеями организаторов Фестиваля была популяризация традиций русской педагогики, объединение наследия К.Д. Ушинского и современных подходов к преподаванию русского языка и русской литературы за рубежом. Проект определил круг идей К.Д. Ушинского, «перезапуск» которых позволит сформировать обновленную систему преподавания русской словесности, учитывающую требования времени, и наметить методы и приемы изучения русского языка и русской литературы, позволяющие «воспитать такого человека, который вошёл бы самостоятельной единицей в цифру общества» (К.Д. Ушинский).
В мероприятиях Фестиваля приняло участие более 600 педагогов, учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов педагогических вузов, представителей русского сообщества из 9 стран. В очном формате мероприятия Фестиваля прошли 6 - 7 ноября в Республике Казахстан, 9 ноября 2023 г. – в Республике Узбекистан и 26 октября и 16-17 ноября в Республике Беларусь.
Основными площадками проведения в Казахстане стали кафедра русского языка и литературы Казахского национального педагогического университета имени Абая (КазНПУ), гуманитарно-юридический факультет Университета «Туран», Гимназия № 56 и Lakeview school («Новая школа») г. Алматы, в Узбекистане - факультет русской филологии Узбекского государственного университета мировых языков и в Белоруссии - кафедра белорусской и русской филологии Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина.
В рамках Фестиваля были организованы мероприятия просветительского, научно-методического и образовательного характера, ориентированные на каждую из стран проведения. В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая в рамках Фестиваля был организован семинар «“Метода наглядного обучения и умственного развития” К.Д. Ушинского и современные информационно-коммуникационные технологии», на котором участники обсудили вопросы использования инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы за рубежом. Для студентов КазНПУ и Университета Туран была прочитана лекция «Язык интернета». Мастер-класс «Родное слово – великий педагог в духовном развитии человека, народа» был проведен в Lakeview school («Новая школа») г. Алматы.
На мастер-классе «Тема родного слова в русской литературе» и в лекции-беседе «Личность учителя-наставника в русской литературе, живописи, кинематографе», проведенных для преподавателей учебных заведений Гомельской области Р. Беларусь и студентов Узбекского государственного университета мировых языков, развивалась идея К. Ушинского о познавательной и воспитательной роли родного слова и русской литературы.
На дискуссии «“Интеллектуальное воспитание” вчера, сегодня, завтра» преподаватели и студенты старших курсов Мозырского государственного педагогического университета и Узбекского государственного университета мировых языков обсудили вопросы введения в практику преподавания русского языка и русской литературы за рубежом приемов «интеллектуального воспитания» К.Д. Ушинского.
Презентация интеллектуальных игр, разработанных Институтом филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, проведенная для учащихся Гимназии № 56 г. Алматы и студентов Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина и Узбекского государственного университета мировых языков был наглядно продемонстрирован принцип активного освоения материала через игру, которая, с точки зрения К.Д.Ушинского, «…. есть свободная деятельность дитяти», формирующая «все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его волю».
Проект позволил показать преемственность русской педагогической традиции, основанной на идеях народного и воспитывающего обучения, на принципах педагогической антропологии. Главными результатами проекта стали осмысление идей К.Д. Ушинского в свете современных трендов в образовании и воспитании, введение в образовательный процесс за рубежом новых приемов наглядного обучения с учетом современных информационно-телекоммуникационных систем и в формировании соответствующей образовательной среды в иностранных государствах.